Свойства вакуума |
Особенности вакуумных систем |
контрольно-измерительная аппаратура |
Течеискатели |
Вакуумные материалы |
Уплотнители и и смазки |
Вакуумные вентили и переходники |
Запорные устройства |
Способы соединения вакуумных систем |
Общие принципы |
Подбор вакуумных насосов |
Масляные средства откачки |
Вакуумометрические приборы |
Вакуумные установки |
Сорбционные средства откачки |
Физические явления в вакууме |
Вращательные насосы с масляным уплотнением |
Разное - Применение вакуумной техники | |||||||
Cтраница 3 из 5
Если защиту от брызг осуществить с помощью трубопровода сложно из-за недостатка места в вакуумной установке, то можно установить на входе в насос простейший брызгоотражатель, изображенный на рис. 2-9. Наличие в брызгоотражателе некоторого количества масла способствует улавливанию пыли, которая может попасть из откачиваемого сосуда в насос, и лучшей конденсации паров масла. Нередко маслоотражатель проектируется в корпусе самого насоса.
Такие меры исключают попадание брызг в откачиваемый объем, снижают вылег паров масла, однако не предотвращают обратный поток легких углеводородов. Ликвидация обратного потока возможна при постановке на входе насоса дополнительных улавливающих устройств — ловушек. Эффективным способом подавления обратного потока является дозированный напуск сухого газа на вход насоса.
Выброс масла со стороны выхода насоса является основной причиной убыли масла в масляном резервуаре насоса. Для предотвращения убыли масла со стороны выхода в конструкции всех насосов с масляным уплотнением предусмотрен маслоотражатель, иногда называемый маслоотбойником. Эффективный маслоотражатель снижает потери масла до 1—2 мг/ч на единицу быстроты действия насоса (л/с). Однако даже самый эффективный маслоотражатель не улавливает масляный туман.
Поэтому для защиты производственного помещения от загрязнения его масляным туманом выход насоса с помощью дюритового шланга или металлической трубы подключают к выхлопной магистрали. Когда это сделать невозможно, для задержания масляного тумана используют различные пористые фильтры, например бумажные, из стекловаты или керамические, устанавливаемые на выходе насоса. Однако эти фильтры нуждаются в периодической промывке и замене. Кроме того, они затрудняют эксплуатацию насосов, откачивающих пары воды. Пример более эффективного и долговечного маслоотделитель-ного устройства с металлокера-мическим фильтром приведен на рис. 2-10. Действие его основано на отделении масляного тумана при пропускании под небольшим давлением выхлопных газов насоса через пористый металлокерамический фильтр.
Маслоотделительное устройство фланцем 1 присоединяется на место выхлопного патрубка При работе насоса выхлопные газы поступают в трубопровод 2 и через отверстие 3 в спиральной щелевой канал 4, в котором отделяются капли масла. Пройдя канал, газы через отверстие 5 попадают в пространство перед фильтром 6. Экран 7 рассеивают их, равномерно направляя на всю поверхность фильтра. Поскольку металлокерамика обладает достаточно большим сопротивлением потоку влажного газа, перед фильтром возникает избыточное давление 102—103 Па (1—50 мм рт. ст.).
Такой перепад давлений наиболее благоприятен для эффективного отделения и конденсации масляного тумана. Конденсат, образующийся в порах и вытесняемый из них избыточным давлением и потоком газа, стекает по поверхности фильтра и накапливается в нижней части устройства. При остановке насоса, когда в трубопроводе 2 исчезает избыточное давление, через клапан 8 и отверстие 9 масло возвращается в насос.
В момент пуска насоса избыточное давление в трубопроводе имеет величину 104 Па (75—300 мм рт. ст.). При таком давлении предохранительный клапан 10 открывается и выхлопные газы, минуя фильтр, через отверстие 11 и более широкий и короткий спиральный канал 12 попадают в корпус маслоотделительного устройства.
Когда изменяется давление газа перед фильтром, например при пуске и остановке насоса, над внешней
поверхностью металлокерамики появляется слабый масляный туман. Для поглощения этого тумана в верхней части устройства устанавливается дополнительный крупнопористый поролоновый фильтр 13, помещенный между кольцами с отверстиями 14.
При сборке устройства отдельные детали его нанизываются на центральный трубопровод и стягиваются крышкой 15, в центре которой имеется глухое резьбовое отверстие. В качестве металлокерамического фильтра можно использовать пористую нержавеющую сталь ПНС-5. Необходимая эффективная поверхность фильтра определяется быстротой действия и режимом работы насоса.
Ряд насосов с масляным уплотнением обладает еще одним существенным недостатком. При остановке насоса масло, находящееся в масляном резервуаре насоса под атмосферным давлением, заполняет рабочую камеру насоса, в которой сохраняется разрежение, и поднимается во впускной патрубок и иногда даже в откачиваемый сосуд, если он соединен с насосом коротким трубопроводом. После этого последующий запуск насоса будет затруднен.
Нацуск атмосферного воздуха во впускной патрубок сразу после остановки исключает подъем масла и облегчает последующий его запуск. Чтобы при этом в откачиваемом сосуде сохранить разрежение, в трубопровод, соединяющий насос с откачиваемым сосудом устанавливают клапан и ниже его на трубопроводе вто рой (напускной) клапан. Схема присоединения насоса к откачиваемому сосуду показана на рис. 2-11, а также в табл. 8-1.
Чаще всего над механическим насосом для аварийного перекрытия низковакуумной коммуникации и напуска воздуха в насос устанавливаются выпускаемые серийно магнитные клапаны, которые срабатывают автоматически при включении и~ выключении насоса. Другой способ защиты от подъема масла в откачиваемый объем — постановка во впускном патрубке насоса ^поплавкового клапана, который запирается поднимающимся маслом.
После того как определена необходимость в дополнительных устройствах и подготовлено место для установки насоса, приступают к расконсервации и пусковым работам с насосом. После изъятия насоса из транспортной тары, удаления консервирующей смазки, проверки уровня масла и при необходимости долива масла принятых приводных ремнях проверяют лет кость вращения и отсутствие биения вала двигателя и шкива насоса, а также проверяют направление вращения вала электродвигателя. Перед присоединением к откачиваемому сосуду полезно также проверить достигаемое насосом полное остаточное давление при работе «на себя», т. е. с заглушкой на присоединительной коммуникации (или на впускном патрубке), с установленным в ней манометрическим преобразователем.
Почти все отечественные насосы приводятся в действие с помощью клиноремен-ной передачи электродвигателем, рассчитанным на номинальную нагрузку в рабочем режиме насоса. Значительная доля потребляемой насосом энергии расходуется на постоянное перемещение масляных пленок, служащих для герметизации зазоров. Во время пуска насоса при комнатной температуре вязкость масла и соответственно нагрузка на двигатель максимальны.
Поэтому в первый момент не следует нагружать насос большим газовым потоком. После включения рабочие поверхности быстра нагреваются и вязкость масла и его тормозящее действие уменьшаются. Тем не менее запуск насоса легче производится при атмосферном давлении во впускном патрубке насоса, даже если рабочая камера не заполнена маслом. В соответствии с этим включение насоса производится в следующей последовательности. При закрытых клапанах (рис. 2-11) и атмосферном давлении в трубопроводе включают насос Запуск насоса лучше производить толчками в два-три приема, включив и тут же выключив электродвигатель. Если при этом приводной ремень проскальзывает в результате заполнения рабочей камеры насоса маслом, необходимо снять приводные ремни и провернуть вручную на два-три оборота вал насоса при атмосферном давлении во впускном патрубке насоса. Через 1—11 мин после включения насоса начинают откачку откачиваемого сосуда. Чтобы избежать чрезмерного выброса масла из выхлопного патрубка насоса, клапан, соединяющий насос с откачиваемым сосудом, открывают постепенно. Малая пропускная способность слегка приоткрытого клапана ограничивает поток газа на входе в насос и этим предотвращает выброс масла. |
= | |