Свойства вакуума |
Особенности вакуумных систем |
контрольно-измерительная аппаратура |
Течеискатели |
Вакуумные материалы |
Уплотнители и и смазки |
Вакуумные вентили и переходники |
Запорные устройства |
Способы соединения вакуумных систем |
Общие принципы |
Подбор вакуумных насосов |
Масляные средства откачки |
Вакуумометрические приборы |
Вакуумные установки |
Сорбционные средства откачки |
Физические явления в вакууме |
Вращательные насосы с масляным уплотнением |
Разное - Применение вакуумной техники | |||||||
Cтраница 4 из 5
При эксплуатации насосов особое внимание должно быть обращено на сохранение качества и количества /залитого в насос масла. Такие растворители, как бензин, ацетон, трихлорэтилен и др., не полностью удаленные с поверхностей деталей насоса после их промывки, загрязняют масло, ухудшают его свойства и повышают предельное остаточное давление насоса. Такое же действие оказывает накопление в масле конденсирующихся паров, образующихся в рабочей камере вакуумной установки при проведении технологического процесса.
Эффективным способом предотвращения конденсации паров в насосе является напуск так называемого балластного газа в полость сжатия рабочей камеры насоса. Устройство, служащее для напуска балластного газа в насос, например атмосферного воздуха, называют газобалластным устройством, а насос, снабженный таким устройством, — газобалластным насосом. Сейчас насосы выпускаются с газобалластным устройством.
Конденсация пара происходит тогда, когда его парциальное давление достигает давления насыщения независимо от парциального давления других газов и давления смеси в целом, в то время как на выхлопной клапан действует именно полное давление смеси газов. Следовательно, если будут обеспечены условия, когда полное давление смеси газов будет достигать величины, "необходимой для открытия клапана, прежде чем парциальное давление конденсирующегося пара достигнет давления насыщения, конденсации пара не произойдет.
Впуск балластного газа должен быть произведен тогда, когда порция газа уже отделена от откачиваемого сосуда, но степень сжатия откачиваемого газа еще мала. Этому условию отвечает расположение выхода канала для впуска балластного газа на торцевой поверхности рабочей камеры, как показано на рис. 2-2 и 2-3. К моменту открытия выхлопного клапана обратный клапан газобалластного устройства закрывается и несконденсированный пар вместе с балластным газом выталкивается из рабочей камеры насоса через выхлопной клапан.
Величина допустимого давления паров воды на входе, при котором откачка производится без конденсации пара в насосе, является паспортной характеристикой всех газобалластных насосов. Для отечественных насосов эта величина находится в пределах 5•1O2 — 2,2•1O3 Па (4— 17 мм рт. ст.).
В процессе работы насоса часть паров все-таки конденсируется и растворяется в масле. Для очистки масла от конденсирующихся паров в больших насосах, в ког торых применяется принудительная подача масла, используются специальные устройства, устанавливаемые в линиях циркуляции масла. В небольших насосах эффективной оказывается очистка масла «газобалластом». Такое же действие оказывает поддержание высокого впускного давления (порядка 2•1O4 Па) подачей на вход насоса сухого воздуха. В насосе в процессе сжатия газу сообщается некоторое количество тепла, что ведет к нагреву сжимаемого газа, корпуса насоса и, следовательно, масла в масляном резервуаре.
При нагреве масла содержание в нем растворенных конденсирующихся паров уменьшается. Оставшиеся растворенными загрязняющие вещества улетучиваются из масла при попадании его в рабочую камеру насоса, находящуюся под «вакуумом». Подача балластного газа ограничивает, а в дальнейшем вообще практически исключает повторную конденсацию пара при сжатии. Таким образом, в процессе непрерывной циркуляции масла в насосе загрязнение постепенно уменьшается.
Сама операция очистки масла «газобалластом» предельно проста. Закрывают клапан, сообщающий насос с откачиваемым сосудом. Включают насос и максимально открывают газобалластное устройство. Длительность очистки определяется количеством масла в насосе и степенью его загрязнения. Для небольших насосов рекомендуемая длительность очистки несколько часов. Об эффективности очистки судят по остаточному давлению. Если в течение первых получаса, часа не наблюдается улучшение характеристик насоса, масло необходимо заменить.
Замена масла осуществляется следующим образом. Насос включают в работу с максимальным потоком балластного газа примерно на полчаса, чтобы масло нагрелось и стало менее вязким. Затем выключают насос, на вход насоса подают воздух из атмосферы и открывают сливное отверстие. Когда масло полностью сольется на короткое время (несколько секунд), повторно включают насос. При этом поток газа вытесняет из насоса остатки масла. После выключения насоса еще некоторое время масло капает из сливного отверстия. Затем закрывают сливное отверстие, вытирают насос и заливают в него свежее масло. После заливки масла включают насос в работу на 15—20 мин с подачей балластного газа при закрытом впускном патрубке. Если в процессе работы произошло осмоление рабочих поверхностей насоса, перед сменой масла его необходимо разобрать, механически удалить осмоление и промыть.
При достаточном опыте наличие осмоления может быть определено на слух в процессе работы насоса по залипанию лопаток и отрыву их от рабочей поверхности, по кратковременным повышениям давления при работе насоса «на себя». После промывки насоса, прежде чем включить насос для откачки рабочего объема, рекомендуется включить его на 0,5—2 ч в работу «на себя» с максимальной подачей балластного газа.
Тем самым будут окончательно удалены пары растворителей, оставшиеся на поверхностях деталей после промывки и перешедшие в масло, а также другие возможные загрязнения масла. Если в процессе работы механический вакуумный насос с масляным уплотнением не обеспечивает необходимого остаточного давления, это может объясняться:
1) недостатком масла в насосе; 2) плохим качеством или загрязнением масла конденсирующимися парами; 3) осмолением рабочих поверхностей; 4) загрязнением, коррозией или поломкой выхлопных клапанов; |
= | |